Написать письмо тел.: +7 (4872) 34-57-56  
НТО АЛЬВИС г.Тула - производство капролона (полиамид-6 блочный, ПА 6) различных марок: втулка, блок, стержень, лист, колеса


Главная     О компании     Продукция     О капролоне     Марки капролона     Полезное    Цены     Контакты


   

  Главная <<  Продукция <<  Якоря <<


Основные судостроительные и морские термины


А-Д / Е-М / Н-С / Т-Я

 
  Т
  Талреп — винтовая стяжка, применяемая для натягивания стоячего такелажа.
  Тендер — одномачтовое судно с косыми парусами, несущее кроме стакселя еще и кливер (иногда еще и третий парус — летучий кливер).
  Теоретический чертеж — изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях.
  Топ — верхний конец мачты, любого вертикального дерева.
  Топенант — снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания гика или реев.
  Топтимберс — верхняя, бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных деталей — футоксов.
  Топштаг — штаг, идущий от топа мачты.
  Траверз — направление, перпендикулярное борту судна.
  Травить — понемногу выпускать снасть.
  Транец — плоская кормовая (иногда и носовая) оконечность корпуса.
  Трап — лестница на судне.
  Трапеция — снасть, один конец которой закреплен вверху на мачте, а второй присоединяется к специальному поясу, надетому шкотовым матросом. Позволяет матросу вывешиваться за борт и тем самым увеличивать откренивающий момент.
  Трос — любая веревка или стальной канат на судне.
  Тузик — маленькая шлюпка, обычно размещаемая на палубе яхты.

  У
  Узел — 1. Единица скорости судна, равная одной миле в час (1,852 км/ч). — 2. Всякая связка, сделанная на снасти или вокруг какого-либо предмета; связка тросов между собой.
  Уключина — металлическая поворотная скоба, в которую вставляется весло.
  Утка — двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовов.

  Ф
  Фал — снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.
  Фалинь — трос, привязанный на носу или в корме лодки для швартовки.
  Фаловый угол — верхний угол, за который фалом поднимают парус.
  Фальшборт — доска, поставленная на ребро вдоль наружного края палубы и предохраняющая людей от соскальзывания за борт.
  Фальшкиль — продольный защитный брус, закрепленный снаружи корпуса к килю и по днищу. На яхтах выполняется в виде металлической отливки и служит для обеспечения остойчивости.
  Фальшшов — складка на парусе для упрочнения полотнища ткани.
  Фарватер — проход для судов между мелями и другими опаностями.
  Флаг — поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т.п.
  Флор — днищевая деталь составного шпангоута, соединяющая его части при киле.
  Флортимберс — нижняя, днищевая часть составного шпангоута.
  Фок-мачта — передняя мачта на шхунах и парусниках с прямым вооружением.
  Фордевинд — курс парусного судна относительно ветра, когда он дует прямо с кормы.
  Форлюк — слюк в форпик.
  Форпик — носовой отсек, отделенный от остальных помещений таранной переборкой.
  Форштевень — наклонный (иногда криволинейный) брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев наружной обшивки.
  Футшток — шест для измерения глубины.

  Х
  Ходовой конец — тот конец, за который снасть выбирают.

  Ш
  Шаблон — лекало, выкройка той или иной детали, служащая для ее разметки и установки.
  Швартовать — зачаливать судно к берегу или другому судну.
  Швартов — конец, трос, используемый для швартовки.
  Шверт — выдвижной киль.
  Шверц — шверт, навешиваемый с борта.
  Шкаторина — кромка паруса.
  Шергень-линия — контрольная горизонтальная линия, наносящаяся при сборке шпангоутных рам и необходимая для сборки корпуса на стапеле.
  Шквал — внезапный, сильный, но продолжающийся недолго порыв ветра.
  Шкот — снасть бегучего такелажа, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом к ветру гик или реек вместе с парусом (либо стаксель).
  Шкотовый угол — нижний задний угол паруса, за который закладывают шкот.
  Шкрабать, шкрабить — отдирать с корпуса старую краску при помощи остро заточенного инструмента — шкрабки.
  Шлаг — оборот снасти вокруг чего-нибудь.
  Шлюп — одномачтовое парусное судно, оснащенное косыми парусами с одним стакселем.
  Шпангоут — поперечная связь, ребро, деталь набора корпуса судна. При постройке малых судов зачастую производится предварительная сборка цельных шпангоутных рамок (из двух флортимберсов, флора, двух топтимберсов и бимса). Ш. теоретические — кривые линии на проекции «корпус» теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута.
  Шпация — расстояние, промежуток между шпангоутами.
  Шпигат — отверстие в комингсе, детали набора для стока воды.
  Шпор — нижний конец мачты.
  Шпринтов — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.
  Шпрюйт — снасть, разносящая нагрузку, например, от гика-щкота, на две точки.
  Шпунт — выемка, паз в киле, форштевне для крепления досок обшивки.
  Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.
  Штаг-карнак — штаг, соединяющий топы мачт при многомачтовом парусном вооружении.
  Штевень — сокращенное название фор- и ахтерштевня.
  Штерт — короткая тонкая снасточка.
  Штиль — безветрие.
  Штурвал — рулевое колесо.
  Штуртрос — стальной гибкий трос, передающий вращение от штурвала на румпель или сектор на баллере руля.
  Шхуна — многомачтовый парусник, несущий на всех мачтах косые паруса (кроме фок-мачты, на которой могут быть кроме косых и 2—3 верхних прямых паруса с реями).

  Я
  Якорь — приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде.
  Ял — короткая и широкая, мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются «двойками», «четверками» и «шестерками».
  Ялик — небольшая шлюпка для перевозки людей через небольшие пространства, для сообщения крупной яхты с берегом.



вверх



































































































Рейтинг@Mail.ru




Copyright © c 2006   ООО НТО "Альвис". Все права защищены.            
                                         
Оформление сайта:
Старкова М.