Н
Набивать — натягивать снасть втугую, выбирать слабину.
Набор судна — основа, скелет корпуса, состоящий из продольных и поперечных связей, придающих ему необходимую прочность и жесткость.
Наветренная сторона — та сторона судна (причала и т.п.), которой оно обращено к ветру.
Навигация — наука о вождении судна в море.
Надстройка — закрытое помещение, выступающее выше палубы и простирающееся от борта до борта. Если между продольными стенками помещения и бортами остается проход, это — рубка.
Непотопляемость — свойство судна оставаться на плаву в случае получения пробоины, заливания волной или опрокидывания.
Нок — внешний, наружный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
Нок-бензельный угол — сугол паруса, который крепится к ноку гафеля или рея.
Нос — передняя часть судна.
О
Обводы — форма, наружные очертания корпуса судна, в первую очередь — его подводной части.
Обмер — измерение размеров корпуса и парусного вооружения яхты с целью определить соответствие их правилам классификации и постройки данного класса.
Обшивка — водонепроницаемая оболочка судна.
Обух (обушок) — болт с кольцом.
Оверштаг — поворот яхты, при котором она пересекает линию ветра носом.
Огон — петля, заплетаемая на конце (или в середине) снасти.
Оковки — разного рода металлические детали, закрепляемые на деревянном рангоуте для присоединения такелажа.
Осадка — отстояние самой нижней точки судна от поверхности воды.
Остойчивость — способность судна противостоять кренящим силам и после прекращения их действия возвращаться в прямое положение.
Отдать снасть — снять ее со стопора, утки или кнехта и свободно отпустить.
Оснастка — совокупность всех тросов стоячего и бегучего такелажа.
Основная линия (ОЛ) — линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии. Обычно от ОЛ (или плоскости ОП) ведется отсчет координат деталей корпуса по высоте.
Оттяжка — снасть, служащая для оттягивания в сторону, в определенном направлении, детали рангоута или паруса (напр., на «Оптимисте» — оттяжка гика).
П
Паз — продольное соединение поясьев обшивки, щель между досками обшивки или палубы.
Пайол — настил из плотно подогнанных деревянных щитов, закрывающий трюм.
Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые крепят швартовы.
Палуба — закрытие корпуса сверху, герметичный настил.
Переборка — вертикальная перегородка на судне, разделяющая внутренние помещения на отсеки или каюты.
Перо руля — плоская рабочая часть руля.
Пиллерс — вертикальная стойка, поддерживающая бимс.
Плавник — пластина, закрепляемая на днище, служащая для повышения устойчивости на курсе. П. называется и киль яхты, если он делается в виде отдельной крыловидной детали, закрепляемой к корпусу.
Плаз — ровная площадка (пол, щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж корпуса и очертания его отдельных деталей. Существует также парусный П., на котором размечают и сметывают паруса.
Планширь — доска или брус, накрывающий свободную кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.
Погибь бимсов — поперечный изгиб, кривизна, покатость палубы.
Погон — металлический прут, рельс, по которому блок какой-либо снасти (например, гика-шкота) свободно переходит из одного положения в другое, с борта на борт.
Подветренная сторона — сторона, противоположная наветренной, защищенная от ветра.
Подволок — потолок, внутренняя поверхность палубного настила, крыши рубки.
Подзор — кормовой свес, нависающая над водой кормовая часть судна.
Подлегарс — продольная связь набора корпуса шлюпки, проходящая по бортам, на которую опираются банки.
Подуключина — гнездо для уключины.
Полуширота — проекция теоретического чертежа корпуса судна — вид сверху на правую половину корпуса.
Потравить — немного ослабить натяжение снасти.
Пояс (поясья) — доска обшивки, простирающаяся от носа до кормы судна (может быть составным по длине).
Привальный брус — мощный деревянный брус, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений. На малых судах П.Б. называют также внутренний брус, соединяющий верхние концы всех шпангоутов и расположенный внутри корпуса.
Привести судно к ветру — взять курс ближе к линии ветра, круче.
Причертить — подогнать какую-либо деталь корпуса или оборудования точно по обводу корпуса.
Проа — двухкорпусное судно, состоящее из основного корпуса и аутригера — поплавка меньшего объема, закрепляемого на поперечных балках с одного из бортов основного корпуса.
Протест — форма заявления в судейскую коллегию парусных соревнований на неправильные действия соперника, противоречащие правилам гонок.
Прядь — составная часть троса, свитая из нескольких каболок.
Пузо — выпуклость паруса, благоприятно влияющая на величину движущей силы.
Пяртнерс — отверстие в палубе, банке, для прохода мачты.
Пятка — внутренний, обращенный к мачте конец гика, гафеля; нижний конец баллера руля.
Р
Разбивка — вычерчивание теоретического чертежа на плазе в натуральную величину.
Развал борта — наклон верхней части бортов в наружную (от ДП) сторону.
Рангоут — общее название всех мачт, реев и пр. дерев на судне, служащих для постановки парусов.
Распашное весло — весло без утолщения (валька) для гребли одной рукой.
Реек — рангоутное древко для растягивания по нему шкаторины паруса, если он не снабжен гиком или гафелем.
Релинг — жесткое ограждение палубы в носу и корме, сделанное из труб.
Рея (рей) — рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания по нему шкаторины прямого паруса.
Рифы взять — уменьшить площадь паруса при усилении ветра. Нижнюю часть паруса скатывают и подвязывают к гику короткими завязками — риф-штертам и или пришнуровывают риф-сезнем. На малых яхтах применяют различные патент-рифы — устройства для наворачивания паруса на гик.
Рулевой — член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле. Яхтсмены, сдавшие экзамены по специальной программе и имеющие определенный стаж плавания под парусами, получают дипломы рулевого 2-го и 1-го класса, дающие право на самостоятельное управление яхтами с парусностью соответственно до 30 и до 60 м2 с ограничением района плавания.
Румпель — рычаг, при помощи которого поворачивают перо руля.
Рундук — ящик с верхней крышкой, служащий для хранения личных вещей или снабжения на судне.
Рыбина — 1. Деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки.— 2. Линия теоретического чертежа, называемая также диагональю.
Рым — металлическое кольцо, продетое в обух.
Рыскать — временно и незначительно уклоняться от курса из-за плохого управления, под действием ударов волн, вследствие рыскливости самого судна — плохой устойчивости на курсе.
С
Сегарс — скользящие по мачте кольца, к которым привязывается передняя шкаторина косого паруса.
Седловатость — продольная кривизна палубы (линии борта), поднимающейся вверх в носу и (меньше) в корме.
Серп — выпуклая часть шкаторины паруса.
Скула — выпуклая часть корпуса в месте перехода днища в борт; район перехода (в плане) средней части к оконечностям.
Слаблинь — тросик, которым парус пришнуровывают к мачте, гику или рейку.
Слань — см. пайол.
Слип — наклонная площадка для спуска судов на воду; иногда снабжается рельсами и тележками.
Спинакер — большой, напоминающий парашют, выпуклый парус, который ставится только на попутных курсах.
Сорлинь — тросик для подъема подъемной части пера руля или крепления его к корпусу судна (для страховки).
Стаксель — косой треугольный парус, ставящийся перед мачтой.
Старнкница — мощная кница, соединяющая киль с ахтерштевнем (транцем).
Стапель — основание, на котором осуществляется сборка корпуса судна.
Степс — гнездо на киле, в которое мачта вставляется своим нижним концом — шпором.
Стоячий такелаж — совокупность тросов, которые раскрепляют мачты в нужном положении.
Стрингер — продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам. По скуле ставится скуловой С.
вверх
|