Написать письмо тел.: +7 (4872) 34-57-56  
НТО АЛЬВИС г.Тула - производство капролона (полиамид-6 блочный, ПА 6) различных марок: втулка, блок, стержень, лист, колеса


Главная     О компании     Продукция     О капролоне     Марки капролона     Полезное    Цены     Контакты


   

  Главная <<  Продукция <<  Якоря <<


Основные судостроительные и морские термины


А-Д / Е-М / Н-С / Т-Я

 
  А
  Аврал — работа, в которой принимает участие весь экипаж.
  Ахтерлюк — люк для доступа в ахтерпик.
  Ахтерпик — кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме.
  Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении — идущий с топа мачты к корме.
  Ахтерштевень — конструктивная деталь, задающая очертания кормовой оконечности; на А. соединяются брусья наружной обшивки в корме; на А. навешивается перо руля.

  Б
  Бак — носовая часть палубы судна — от форштевня до мачты.
  Бакштаг — 1. Курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с кормы под углом к ДП от 15 до 85°. — 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту с кормы и сбоку — под углом к ДП. На яхтах нижние концы Б. крепятся к ползунам или талям, благодаря чему Б. не мешают свободно переносить гик с борта на борт при перемене галса.
  Балансирный руль — руль, ось вращения которого проходит не по передней кромке, а на некотором расстоянии от нее.
  Балл — 1. Мера силы ветра по шкале Бофорта, названной так по имени английского адмирала-гидрографа. Самый сильный ветер — ураган — оценивается 12 баллами. — 2. Мера величины волнения.
  Балласт — груз, который укладывают в трюм, на днище, для обеспечения остойчивости судна. На яхтах Б. выполняется в виде фальшкиля.
  Баллер — ось руля; вертикальный вал, к которому крепятся перо руля и румпель (сектор при штуртросовой проводке).
  Банка — поперечная доска, служащая как подкреплением корпуса шлюпки, так и для размещения на ней гребцов. Моряки обычно называют Б. любое сиденье.
  Бант — нашивка на парусе для упрочнения отдельных его мест (например, в районе отверстий для взятия рифов).
  Барк — парусное судно с тремя и более мачтами с прямыми парусами на всех мачтах кроме «сухой» бизань-мачты, которая несет только косые паруса.
  Баркас — самая большая шлюпка с 14—22 веслами, снабжаемая обычно двухмачтовым парусным вооружением.
  Батоксы — кривые линии на проекции «бок» теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными продольными плоскостями.
  Бегучий такелаж — совокупность снастей — подвижных тросов, при помощи которых ставятся и спускаются паруса и производится управление ими.
  Бейдевинд — курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с носа под углом к ДП от 30° (крутой Б.) до 85° (полный Б.).
  Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом; по способу выполнения напоминает марку.
  Бермудский парус — косой треугольный парус.
  Бейфут — короткая снасть у усов гафеля или гика, не дающая им отделяться от мачты.
  Бизань-мачта — кормовая мачта многомачтового судна. На двухмачтовой яхте Б.-м. называется кормовая мачта в том случае, если она по высоте меньше главной передней мачты.
  Бизань — косой парус на бизань-мачте. Ко всем деталям рангоута и такелажа этой мачты дается дополнительно наименование Б.; напр., бизань-гик, бизань-фал и т.п.
  Бимс — поперечная горизонтальная связь набора — подпалубная балка, служащая для поддержания настила палубы и противодействия поперечным нагрузкам, сжимающим корпус с бортов.
  Битенг — прочная тумба, установленная на палубе для закладывания швартовов, якорных и буксирных канатов.
  Блок — простейшее устройство, состоящее из вращающегося шкива, оси и щек, служащее для изменения направления тяги снасти бегучего такелажа или для уменьшения усилий, требующихся для выбирания снасти. Шкив имеет желобок по диаметру троса. Б. бывают одно-, двух- и многошкивные.
  Блоки плавучести — надежно закрепленные куски пенопласта, служащие для обеспечения непотопляемости в случае заливания лодки водой.
  Бок — проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна сбоку.
  Бон — плавучий причал.
  Борт — боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый Б.
  Боут — упрочняющая парус накладка, пришиваемая к местах приложения особенно большой нагрузки — в углах.
  Боцман — ответственный за содержание судна в чистоте и порядке; обычно Б. заведует тросами, красками и прочим расходным судовым имуществом, руководит палубными работами.
  Брештук — горизонтальная треугольная деталь, соединяющая в носу привальные брусья и стрингера с форштевнем.
  Брюканец — кусок парусины (кожи и т. п.), который служит для герметизации места прохода мачты через палубу (крышу рубки) — пяртнерса.
  Буер — ледовая яхта, перемещающаяся по льду на коньках при помощи паруса или крыла. Обычно имеет два боковых конька и один рулевой. В нашей стране получили распространение буера классов С8 (с площадью, паруса 8 м2), С12 (12 м2), «Монотип-XV» и «DN».
  Буй — поплавок из листового металла, пенопласта или дерева, служащий для обозначения навигационных опасностей, для швартовки судов и т.п.   Буртик — продольная рейка, прикрепляемая снаружи к бортам для предохранения обшивки от повреждения.
  Бушприт — наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для постановки кливеров. Благодаря значительному выносу вперед этих носовых парусов обеспечивается необходимая поворотливость многомачтового парусного судна.
  Бухта — 1. Трос, аккуратно свернутый кольцами, цилиндрами или восьмеркой. — 2. Небольшой залив, открытый морю с одной стороны.

  В
  Валкость — способность судна крениться под действием ветра или вследствие перемещения груза (свойство, противоположное остойчивости). Отсюда термин «валкая лодка», «валкий корабль».
  Ванта — снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется с бортов.
  Вант-путенсы — металлические детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе яхты.
  Ватерлиния — линия на поверхности корпуса судна, получаемая его сечением горизонтальной плоскостью или поверхностью воды. На теоретическом чертеже В. имеют вид кривых линий на проекции «полуширота». Обычно осадку судна и высоту надв. борта указывают от КВЛ — конструктивной В. при полной расчетной нагрузке судна.
  Ватервейс — примыкающий к борту участок палубы, выполняемый обычно в виде широкой дубовой доски.
  Вахта — вид дежурства, для которого выделяется определенная часть экипажа.
  Верфь — предприятие, занимающееся постройкой и ремонтом судов.
  Водоизмещение — объемное В. — это объем воды, вытесняемой судном согласно закону Архимеда. Весовое В. — это вес (масса) вытесненной судном воды, равный весу (массе) судна при той или иной его нагрузке (например, полное В. — со всеми запасами, грузом и экипажем на борту).
  Водорез — передняя кромка форштевня, рассекающая воду.
  Выбленки — концы тонкого троса, укрепляемые поперек вант и служащие ступеньками для подъема на мачту.
  Выбирать — вытягивать конец (трос) на себя.
  Вымпел — длинный узкий флаг, поднимаемый под верхней краспицей или на топе мачты с начала навигации. Может обозначать принадлежность яхты к определенному яхт-клубу или участие ее в том или ином событии, гонке.
  Вымпельный ветер — кажущееся направление ветра, получаемое при сложении истинного ветра и встречного потока воздуха, скорость которого равна скорости движения яхты.

  Г
  Галанить — способ гребли одним веслом, имеющим опору на транце; веслу придаются одновременно разворот лопасти и размахи лопасти с борта на борт.
  Галс — 1. Курс парусного судна относительно ветра. Если ветер дует с правого борта, то говорят, что оно идет правым Г., если с левого — левым. Сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая. — 2. Короткая снасть, при помощи которой удерживается на нужном месте нижний наветренный угол паруса.
  Галфвинд — курс парусного судна относительно ветра, при котором направление ветра составляет с ДП угол около 90°. Когда яхта идет в Г., говорят, что она идет «в полветра».
  Гальюн — туалет на судне. Получил свое название от носового свеса на парусниках, где устраивались туалеты для команды.
  Гафель — наклонное подъемное древко рангоута, служащее для крепления к нему верхней шкаторины четырехугольных — гафельных — парусов.
  Гафель-гардель — снасть, при помощи которой гафель поднимают на мачту (см. также дирик-фал).
  Гельмпорт — отверстие в днище или ахтерштевне, через которое проходит баллер руля. Внутри корпуса баллер обычно заключается в гельмпортовую трубу.
  Гик — горизонтальное древко рангоута, крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления и растягивания по нему нижней шкаторины косого паруса.
  Гика-шкот — снасть бегучего такелажа, при помощи которой гик вместе с парусом устанавливается под нужным углом к ветру.
  Глиссирование — движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.
  Грот-мачта — главная мачта парусного судна.
  Грот — на одномачтовых яхтах (при вооружении кэт, шлюп, тендер) косой парус, ставящийся передней шкаториной на мачте. На двухмачтовых кече и иоле Г. стоит на передней мачте; на двухмачтовой шхуне — на задней. На больших парусниках с прямым вооружением Г. называется парус, самый нижний на грот-мачте.
  Гуари — тип треугольного косого паруса, верхняя часть которого пришнуровывается к рейку, параллельному мачте и составляющему ее продолжение.

  Д
  Дакрон — синтетическая парусная ткань.
  Дельные вещи — общее название различного рода деталей обоудования яхты; это — утки, кнехты, киповые планки, люки, иллюминаторы, трапы, скобы, рымы и т.д.
  Дейдвуд — узкая нижняя часть корпуса, примыкающая к килю или ахтерштевню, набираемая из толстых деревянных брусьев.
  Дейдвудная труба — труба, через которую выходит наружу гребной вал. На внутреннем конце Д. т. снабжается уплотнительным устройством — сальником.
  Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель (см. также гардель).
  Диаметральная плоскость (ДП) — продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные части.
  Дифферент — угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы.
  Дрейф — снос судна с курса под влиянием бокового ветра, течения.



вверх


































































































































































Рейтинг@Mail.ru




Copyright © c 2006   ООО НТО "Альвис". Все права защищены.            
                                         
Оформление сайта:
Старкова М.