А
Аврал — работа, в которой принимает участие весь экипаж.
Ахтерлюк — люк для доступа в ахтерпик.
Ахтерпик — кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме.
Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении — идущий с топа мачты к корме.
Ахтерштевень — конструктивная деталь, задающая очертания кормовой оконечности; на А. соединяются брусья наружной обшивки в корме; на А. навешивается перо руля.
Б
Бак — носовая часть палубы судна — от форштевня до мачты.
Бакштаг — 1. Курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с кормы под углом к ДП от 15 до 85°. — 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту с кормы и сбоку — под углом к ДП. На яхтах нижние концы Б. крепятся к ползунам или талям, благодаря чему Б. не мешают свободно переносить гик с борта на борт при перемене галса.
Балансирный руль — руль, ось вращения которого проходит не по передней кромке, а на некотором расстоянии от нее.
Балл — 1. Мера силы ветра по шкале Бофорта, названной так по имени английского адмирала-гидрографа. Самый сильный ветер — ураган — оценивается 12 баллами. — 2. Мера величины волнения.
Балласт — груз, который укладывают в трюм, на днище, для обеспечения остойчивости судна. На яхтах Б. выполняется в виде фальшкиля.
Баллер — ось руля; вертикальный вал, к которому крепятся перо руля и румпель (сектор при штуртросовой проводке).
Банка — поперечная доска, служащая как подкреплением корпуса шлюпки, так и для размещения на ней гребцов. Моряки обычно называют Б. любое сиденье.
Бант — нашивка на парусе для упрочнения отдельных его мест (например, в районе отверстий для взятия рифов).
Барк — парусное судно с тремя и более мачтами с прямыми парусами на всех мачтах кроме «сухой» бизань-мачты, которая несет только косые паруса.
Баркас — самая большая шлюпка с 14—22 веслами, снабжаемая обычно двухмачтовым парусным вооружением.
Батоксы — кривые линии на проекции «бок» теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными продольными плоскостями.
Бегучий такелаж — совокупность снастей — подвижных тросов, при помощи которых ставятся и спускаются паруса и производится управление ими.
Бейдевинд — курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с носа под углом к ДП от 30° (крутой Б.) до 85° (полный Б.).
Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом; по способу выполнения напоминает марку.
Бермудский парус — косой треугольный парус.
Бейфут — короткая снасть у усов гафеля или гика, не дающая им отделяться от мачты.
Бизань-мачта — кормовая мачта многомачтового судна. На двухмачтовой яхте Б.-м. называется кормовая мачта в том случае, если она по высоте меньше главной передней мачты.
Бизань — косой парус на бизань-мачте. Ко всем деталям рангоута и такелажа этой мачты дается дополнительно наименование Б.; напр., бизань-гик, бизань-фал и т.п.
Бимс — поперечная горизонтальная связь набора — подпалубная балка, служащая для поддержания настила палубы и противодействия поперечным нагрузкам, сжимающим корпус с бортов.
Битенг — прочная тумба, установленная на палубе для закладывания швартовов, якорных и буксирных канатов.
Блок — простейшее устройство, состоящее из вращающегося шкива, оси и щек, служащее для изменения направления тяги снасти бегучего такелажа или для уменьшения усилий, требующихся для выбирания снасти. Шкив имеет желобок по диаметру троса. Б. бывают одно-, двух- и многошкивные.
Блоки плавучести — надежно закрепленные куски пенопласта, служащие для обеспечения непотопляемости в случае заливания лодки водой.
Бок — проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна сбоку.
Бон — плавучий причал.
Борт — боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый Б.
Боут — упрочняющая парус накладка, пришиваемая к местах приложения особенно большой нагрузки — в углах.
Боцман — ответственный за содержание судна в чистоте и порядке; обычно Б. заведует тросами, красками и прочим расходным судовым имуществом, руководит палубными работами.
Брештук — горизонтальная треугольная деталь, соединяющая в носу привальные брусья и стрингера с форштевнем.
Брюканец — кусок парусины (кожи и т. п.), который служит для герметизации места прохода мачты через палубу (крышу рубки) — пяртнерса.
Буер — ледовая яхта, перемещающаяся по льду на коньках при помощи паруса или крыла. Обычно имеет два боковых конька и один рулевой. В нашей стране получили распространение буера классов С8 (с площадью, паруса 8 м2), С12 (12 м2), «Монотип-XV» и «DN».
Буй — поплавок из листового металла, пенопласта или дерева, служащий для обозначения навигационных опасностей, для швартовки судов и т.п.
Буртик — продольная рейка, прикрепляемая снаружи к бортам для предохранения обшивки от повреждения.
Бушприт — наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для постановки кливеров. Благодаря значительному выносу вперед этих носовых парусов обеспечивается необходимая поворотливость многомачтового парусного судна.
Бухта — 1. Трос, аккуратно свернутый кольцами, цилиндрами или восьмеркой. — 2. Небольшой залив, открытый морю с одной стороны.
В
Валкость — способность судна крениться под действием ветра или вследствие перемещения груза (свойство, противоположное остойчивости). Отсюда термин «валкая лодка», «валкий корабль».
Ванта — снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется с бортов.
Вант-путенсы — металлические детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе яхты.
Ватерлиния — линия на поверхности корпуса судна, получаемая его сечением горизонтальной плоскостью или поверхностью воды. На теоретическом чертеже В. имеют вид кривых линий на проекции «полуширота». Обычно осадку судна и высоту надв. борта указывают от КВЛ — конструктивной В. при полной расчетной нагрузке судна.
Ватервейс — примыкающий к борту участок палубы, выполняемый обычно в виде широкой дубовой доски.
Вахта — вид дежурства, для которого выделяется определенная часть экипажа.
Верфь — предприятие, занимающееся постройкой и ремонтом судов.
Водоизмещение — объемное В. — это объем воды, вытесняемой судном согласно закону Архимеда. Весовое В. — это вес (масса) вытесненной судном воды, равный весу (массе) судна при той или иной его нагрузке (например, полное В. — со всеми запасами, грузом и экипажем на борту).
Водорез — передняя кромка форштевня, рассекающая воду.
Выбленки — концы тонкого троса, укрепляемые поперек вант и служащие ступеньками для подъема на мачту.
Выбирать — вытягивать конец (трос) на себя.
Вымпел — длинный узкий флаг, поднимаемый под верхней краспицей или на топе мачты с начала навигации. Может обозначать принадлежность яхты к определенному яхт-клубу или участие ее в том или ином событии, гонке.
Вымпельный ветер — кажущееся направление ветра, получаемое при сложении истинного ветра и встречного потока воздуха, скорость которого равна скорости движения яхты.
Г
Галанить — способ гребли одним веслом, имеющим опору на транце; веслу придаются одновременно разворот лопасти и размахи лопасти с борта на борт.
Галс — 1. Курс парусного судна относительно ветра. Если ветер дует с правого борта, то говорят, что оно идет правым Г., если с левого — левым. Сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая. — 2. Короткая снасть, при помощи которой удерживается на нужном месте нижний наветренный угол паруса.
Галфвинд — курс парусного судна относительно ветра, при котором направление ветра составляет с ДП угол около 90°. Когда яхта идет в Г., говорят, что она идет «в полветра».
Гальюн — туалет на судне. Получил свое название от носового свеса на парусниках, где устраивались туалеты для команды.
Гафель — наклонное подъемное древко рангоута, служащее для крепления к нему верхней шкаторины четырехугольных — гафельных — парусов.
Гафель-гардель — снасть, при помощи которой гафель поднимают на мачту (см. также дирик-фал).
Гельмпорт — отверстие в днище или ахтерштевне, через которое проходит баллер руля. Внутри корпуса баллер обычно заключается в гельмпортовую трубу.
Гик — горизонтальное древко рангоута, крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления и растягивания по нему нижней шкаторины косого паруса.
Гика-шкот — снасть бегучего такелажа, при помощи которой гик вместе с парусом устанавливается под нужным углом к ветру.
Глиссирование — движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.
Грот-мачта — главная мачта парусного судна.
Грот — на одномачтовых яхтах (при вооружении кэт, шлюп, тендер) косой парус, ставящийся передней шкаториной на мачте. На двухмачтовых кече и иоле Г. стоит на передней мачте; на двухмачтовой шхуне — на задней. На больших парусниках с прямым вооружением Г. называется парус, самый нижний на грот-мачте.
Гуари — тип треугольного косого паруса, верхняя часть которого пришнуровывается к рейку, параллельному мачте и составляющему ее продолжение.
Д
Дакрон — синтетическая парусная ткань.
Дельные вещи — общее название различного рода деталей обоудования яхты; это — утки, кнехты, киповые планки, люки, иллюминаторы, трапы, скобы, рымы и т.д.
Дейдвуд — узкая нижняя часть корпуса, примыкающая к килю или ахтерштевню, набираемая из толстых деревянных брусьев.
Дейдвудная труба — труба, через которую выходит наружу гребной вал. На внутреннем конце Д. т. снабжается уплотнительным устройством — сальником.
Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель (см. также гардель).
Диаметральная плоскость (ДП) — продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные части.
Дифферент — угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы.
Дрейф — снос судна с курса под влиянием бокового ветра, течения.
вверх
|