Написать письмо тел.: +7 (4872) 34-57-56  
НТО АЛЬВИС г.Тула - производство капролона (полиамид-6 блочный, ПА 6) различных марок: втулка, блок, стержень, лист, колеса


Главная     О компании     Продукция     О капролоне     Марки капролона     Полезное    Цены     Контакты


   

  Главная <<  Продукция <<  Якоря <<


Основные судостроительные и морские термины


А-Д / Е-М / Н-С / Т-Я

 
  Е
  
  Ж
  
  З
  Задрайка — устройство для плотного закрывания (задраивания) иллюминаторов, дверей и крышек люков. Существуют винтовые задрайки с гайками-барашками и клиновые.
  Закладка — начало сборки корпуса судна. В мелком судостроении 3. называется также основной узел, собранный из киля, фор- и ахтерштевней.
  Заложить — закрепить конец за стопор, утку, кнехт и т.п.
  Замок — соединение двух брусьев встык посредством врезки их концов один в другой и стягивания болтами.
  Заход ветра — изменение направления ветра, при котором курс судна относительно ветра становится более крутым (изменение в обратном направлении называется отходом ветра).

  И
  Иллюминатор — окно на судне.
  Иол — двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта расположена позади баллера руля.

  К
  Кабельтов — мера длины, служащая в море для измерения сравнительно небольших расстояний. Равен 0,1 морской мили или 185,2 м.
  Каболка — свитая из волокон нить, из которой свивают пряди троса.
  Камбуз — раньше так называлась чугунная судовая плита для приготовления пищи. В настоящее время К. называют судовую кухню.
  Канаты — самые толстые растительные или синтетические тросы кабельной работы, т.е. свитые из трехпрядных тросов в качестве прядей.
  Капитан — старшее лицо на судне; К. беспрекословно подчиняется экипаж. В СССР всеми яхтами с площадью парусности свыше 60 м2 и яхтами с меньшей парусностью, но при плавании их за пределами определенных прибрежных районов, имеют право командовать только лица, получившие Диплом яхтенного капитана.
  Кап — входной люк с задвигающейся крышкой.
  Карленгс — деталь продольного набора палубы, поддерживающая бимсы.
  Катамаран — судно, составленное из двух узких и длинных корпусов, соединенных поперечными балками или сплошным мостом.
  Катер — 1. Небольшое моторное судно со стационарным двигателем. — 2. Гребная шлюпка средних размеров, рассчитанная на 10—18 гребцов.
  Кеч — двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта стоит в нос от баллера руля.
  Килеватость — характеристика формы килеватого днища, представляющего собой угол с вершиной при киле; измеряется величиной угла между основной плоскостью и поверхностью половины днища от ДП.
  Киль — основной продольный брус набора (закладки) корпуса судна, располагаемый в ДП по днищу и простирающийся от форштевня до транца или ахтерштевня.
  Кильблок — основание, подогнанное точно по обводу днища яхты или лодки для ее установки на берегу, палубе большого судна.
  Кильсон — продольная балка набора корпуса, которая укладывается внутри судна вдоль киля поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами.
  Киповая планка — деталь палубного оборудования, служащая для изменения направления швартовного троса.
  Класс — группа судов, удовлетворяющая каким-то общим, специальным (оговоренным правилами постройки и обмера) требованиям.
  Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди стакселя.
  Клипер — быстроходное трехмачтовое парусное судно с полным прямым вооружением, появившееся в первой половине XIX века. Отличалось острыми обводами корпуса и увеличенной парусностью.
  Клинкер — обшивка из досок, перекрывающих одна другую кромками; называется также обшивкой «внакрой» и «кромка на кромку».
  Клотик — точеный деревянный кружок, надеваемый на топ флагштока или мачты.
  Клюз — отверстия в бортах, фальшбортах, палубе для прохода якорного каната, швартовов.
  Кнехт — деталь палубного оборудования, состоящая из основания и двух тумб; за К. закладывают швартовные концы.
  Кница — вспомогательная деталь набора, подкрепляющая угловые соединения балок, связей, частей корпуса.
  Кноп — вертикальная мощная кница, соединяющая форштевень с килем.
  Кокпит — углубление, «гнездо» или вырез в палубе малого судна для размещения экипажа.
  Комингс — обделка по периметру вырезов в палубе; порожек двери.
  Компромисс — тип яхты, на которой имеются и невысокий балластный фальшкиль и опускающийся шверт.
  Конец — всякая свободная, не принадлежащая к бегучему или стоячему такелажу снасть, отрезок троса.
  Контргалс — короткий галс при лавировке, который необходимо сделать в сторону от генерального курса, чтобы выбраться на ветер.
  Корабль парусный — имеющее три и более мачт парусное судно с полным прямым вооружением (в отличие от барка на бизань-мачте несет не только косые, но и прямые паруса). С точки зрения вооружения — то же, что и фрегат.
  Коренной конец — конец снасти, который за что-либо заложен, закреплен; например у шкота — за парус, у якорного каната — за скобу якоря и т.п.
  Корма — задняя оконечность судна.
  Корпус — 1. Кузов, основа судна, состоящая из наружной обшивки, палубы и набора в виде продольных и поперечных балок.— 2. Проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна с носа и с кормы.
  Коуш — металлическое кольцо с желобком (может иметь и форму, близкую к треугольнику), которое вплеснивается в конец троса для защиты его от износа.
  Кранец — оплетенная тонким тросом подушка (парусиновый мешок, набитый мягким материалом; резиновый цилиндр и т. п.), вывешиваемый за борт судна для предохранения обшивки от повреждений при стоянке у причала, стенки, другого судна.
  Краспица — распорка между мачтой и вантой для увеличения угла раскрепления мачты.
  Крейсер (крейсерская яхта) — яхта, предназначенная для дальних плаваний.
  Крен — наклонение судна на борт.
  Кренгельс — кольцо, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторины парусов для крепления снастей — галса, шкота и др.
  Кэт — тип парусного вооружения с одним косым парусом на одной мачте.

  Л
  Лавировка — ход под парусами против ветра по ломаной линии — со сменой галсов (то правым, то левым галсом).
  Лата — тонкая гибкая пластина (рейка, линейка), которую вставляют в нашитые на парус латкарманы для того, чтобы поддерживать выпуклую форму задней шкаторины.
  Лавсан — синтетическая ткань, разработанная в СССР (по начальным буквам: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии Наук).
  Левентик — нерабочее положение парусов, когда они стоят передней шкаториной прямо против ветра и полощут.
  Леер — туго натянутый трос с обоими закрепленными концами; Л. ставятся, например, для ограждения палубы, для установки тента, для постановки дополнительных парусов и т.п.
  Лекала — прочные деревянные шаблоны, воспроизводящие очертания теоретических шпангоутов; обычно набор Л. служит для постройки яхт, шлюпок и т.п. с дощатой или реечной обшивкой. Также — любая доска с кромкой, простроганной по обводу корпуса.
  Лик — кромка паруса.
  Ликтрос — трос пологой свивки, пришитый к шкаторине (лику) паруса для усиления.
  Ликпаз — паз, выемка в мачте (гике) для крепления шкаторины паруса.
  Линь — тонкий трос, выделанный из высококачественной пеньки.
  Лопарь — см. ходовой конец.
  Лопасть весла — рабочая часть — уширение весла, напоминающее лопатку.
  Люверс — металлическое кольцо; Л. обделываются отверстия в парусе, служащие для его пришнуровки к рангоуту.
  Люк — защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.).

  М
  Малка — заданный теоретическим чертежом корпуса угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней подгоняемой поверхностью детали набора.
  Марка — заделка свободного конца троса обматыванием его прочной ниткой.
  Мидель (мидель-шпангоут) — середина судна, средний шпангоут.
  Мидельвейс — средняя идущая в ДП доска палубного настила.
  Миля — единица для измерения расстояния на море, равная одной минуте дуги земного меридиана. В СССР принята стандартная морская миля, равная 1852 м.
  Монотип — класс яхт, при постройке которых необходимо делать строго одинаковыми корпуса, парусное вооружение и оборудование. Например, все олимпийские классы яхт («Солинг», «Финн» и др.) являются М.



вверх


































































































































Рейтинг@Mail.ru




Copyright © c 2006   ООО НТО "Альвис". Все права защищены.           
                                         
Оформление сайта:
Старкова М.