Защита яхт от молнии (грозозащита)*
Удары молний в яхты наблюдаются сравнительно редко. И все же грозозащите надо уделять внимание, тем более что затраты на нее, как правило, незначительные.
Молнии — это выравнивающие разряды между электрической напряженностью полей. В нижних слоях грозового облака вследствие влажного состояния воздуха возникают отрицательно заряженные частицы, а вверху — положительно заряженные частицы. Первые разряды происходят внутри этих слоев и благодаря ионизации воздуха вызывают другие процессы разрядки. Собственно молния возникает вследствие этой цепной реакции примерно на высоте 30 м как процесс разрядки между землей и облаком, причем напряженность поля может возрастать до 10 кВ/см. Продолжительность такого разряда составляет до 1 с, но обычно бывает много меньше. При этом возникает сила тока до 20 кА. Из-за резкого возрастания силы тока от 0 до 20 кА в течение миллионной доли секунды полупроводники, содержащие воду, такие, как деревянные мачты и живые существа, взрываются вследствие испарения воды. Алюминиевые мачты, металлические штаги, наоборот, эффективно отводят ток 20 кА, даже если их поперечное сечение недостаточно для такой силы тока. Короткое время, в течение которого протекает ток, как раз достаточно для нагрева проводника.
Задача грозозащитной установки на яхте — отводить ток, вызванный молнией, через металлические проводники в воду. Для этого можно использовать мачту, антенны, а также стоячий такелаж парусной яхты. Все устройства, применяемые для грозозащиты, должны быть хорошо соединены друг с другом и со стальным корпусом или алюминиевой мачтой; Хорошо заземленная мачта и соединенные с ней проводником штаги образуют экран против удара молнии (рис. 1). В американской литературе приводятся такие цифры: 99% безопасности при угле раствора стоячего такелажа 120° и 99,9% — при угле 90°. Поэтому не только люди, сидящие внутри металлической яхты, защищены от удара молнии, но и рулевой, защитой для которого служит клетка из штагов и вант. Суда без мачт и надстроек не имеют этой защитной зоны и им грозит опасность поражения молнией. Если корпус яхты построен из диэлектрика, например, из стеклопластика, и имеет деревянную мачту, установка грозозащитного устройства обходится гораздо дороже. В этом случае все штаги и ванты, поскольку они идут на топ мачты, необходимо соединять проводником через оковку топа мачты. Ток молнии отводится не через мачту, а распределяется в зависимости от сопротивления между штагами и вантами. Вант-путенсы и соответственно самые нижние точки штага должны быть соединены с килевыми болтами через проводники достаточно большого сечения (минимум 35 мм2). Все большие металлические части (цистерны, носовой и кормовой релинги, лебедки и другое оборудование) необходимо соединить с килевыми болтами кабелем, поперечное сечение которого должно быть не менее 16 мм2. Все соединения между местами подключения и проводами должны быть механически надежными, хорошо проводящими ток и не подвергаться ржавлению. Любое увеличение сопротивления приводит к опасному нагреву проводников и контактов при ударе молнии. Штаги и ванты не должны, разумеется, иметь изолирующих пластмассовых коушей или орешковых изоляторов антенн. Если штаг используют как антенну, то надо применять специальные талрепы с вмонтированным в них искровым разрядником для молнии. Они рекомендуются также в случае, если необходимо избавиться от помех радиопеленгованию.
Рис. 1. Мачта и штаги образуют экран против удара молнии, которая распространяется над судном в виде конуса с углом раствора около 60°.
Привинченный болтами и окрашенный снаружи свинцовый киль дает хорошее «заземление» с водой. На пластмассовых корпусах, однако, киль часто совершенно изолирован от воды. В этом случае надо установить в подводной части обшивки металлический лист для заземления площадью самое меньшее 0,25 м2. Площади поверхности клапана для помпы гальюна, например, для этой цели недостаточно. Отводы от самых нижних точек штагов и вант-путенсов нужно вести самым коротким путем к килю или листу заземления. Острых углов и даже петель проводника надо избегать по причине индукционного влияния. Если мачта стоит в степсе на палубе, кабель от него надо провести в трюм (рис. 2).
Особую проблему на парусной яхте вызывает алюминиевая мачта. Так как между мачтой и водой расположены только днищевые балки, то молния в этом месте может пробить течь, поскольку возможность сделать здесь достаточно надежное заземление маловероятна. В этом случае рекомендуется от шпора мачты провести большое число проводов в форме звезды по возможности сечением 50 мм2 и надеяться, что молния пойдет через киль.
Рис. 2. Степс мачты на яхтах из дерева и пластмассы должен соединяться с килем проводником достаточно большого поперечного сечения.
*Материалы печатаются по книге: Рейнке К., Лютьен Л., Мус И. Постройка яхт 2-е изд., стереотипн.: Пер. с нем. - Л.: Судосторение, 1986 - 368 с.
вверх
|